Мосавтозапчасти
тел. +7 (495) 795-88-23
моб. +7 (963) 778-13-51
This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
ICQ 635759263
История автомобильных эмблем
- Details
-
Published: 25 June 2013
Как только в мире перешли от конных экипажей и перешли к «самобеглым коляскам», они начали очень быстро совершенствоваться. Уже в начале ХХ века насчитывалось более сотни автомобилестроительных компаний и марок. В это время появилась необходимость как то обозначать или называть автомобили, особенно учитывая то, что они поначалу внешне мало чем отличались.
Вначале автомобиль обозначался именной табличкой, которая приклёпывалась к раме или кузову. В то время так маркировались все промышленные изделия- начиная от паровозов и заканчивая станками. Однако спустя какое то время поняли что автомобиль не просто продукт, он придаёт своему владельцу некий статус. И сделав выводу автомобильные компании начали придумывать оригинальные символы, которые позволили бы с лёгкостью выделить принадлежность автомобиля к той или иной компании. Так началось зарождение эмблем.
Сначала это были простые названия, которые крепились на радиаторе. Однако элементы этого встречаются и сейчас, например: голубой овал «Форд» или историческая эмблема «Фиата». Но с точки зрения маркетинга это плохой вариант, в таких эмблемах нет креатива и она воспринимается как массовый товар. Поэтому когда японские и корейские производители ушли от имиджа ширпотреба, они в первую очередь убрали надписи и на их место пришли символы.
Основатели
Мы не будем вникать в торговые знаки давно позабытых фирм, а рассмотрим лишь хорошо известные символами нашего времени. Каждый скрывает за собой свою интересную историю.
Каждый знает трёхлучевую звезду, которая является символом старейшей автомобильной марки в мире- «Мерседес- Бенц». Хотя называется она старейшей условно: образовалась она после объединения в 1926 году «Даймлера», который выпускал автомобили «Мерседес» и фирмы «Бенц». У истоков фирмы стояли Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Даймлер был ярым сторонником двигателей внутреннего сгорания и применял их везде где только мог. Это были автомобили, дирижабли и лодки. Поэтому у эмблемы три луча, которые объединяют землю, воздух и воду. На автомобилях эмблема появилось лишь в 1909 году, спустя 9 лет как умер Даймлер.
Когда произошло объединение фирм эмблемы были объединены в одну- таким образом «мерседесовская» звезда была вписана в круг с лавровым венком фирмы «Бенц». Этот знак и по сей день устанавливается на автомобили фирмы, сочетание обычного круга со звездой стало символом автомобильного концерна.
Также существует ещё одна эмблема которая практически не изменилась со времён своего зарождение- это эмблема «Роллс- Ройса». Буквы R в центре эмблемы обозначают инициалы основателей: авиатора и предпринимателя Чарльза Роллса и конструктора Генри Ройса.
Редактировалась эмблема лишь в 1933-м году, тогда цвет надписей был изменён с красного на чёрный. А причина тому была проста: яркий цвет эмблемы раздражал заказчиков которые заказывали чёрный кузов.
Сошедший с неба
В ХХ веке путь автомобиля и аэроплана часто пересекался. По окончанию Первой мировой появились по меньшей мере две автомобильные фирмы в эмблемах которых было отражение темы авиации.
По условиям Версальского мира Германия не имела права делать как самолёты, так и детали к ним. Поэтому компании БМВ, которая производила авиационные двигатели пришлось перепрофилировать производство. Сначала собирались мотоциклы, потом когда купили фирму «Дикси» было налажено производство малолитражек «Остин» по английской лицензии. Голубые и белые сегменты в эмблеме БМВ обозначают просвечивающееся небо через вращающийся винт самолёта. Таким образом были увековечены авиационные корни. Также голубой и белый цвета, это цвета флага Баварии, где находится штаб- квартира БМВ.
Буква B обрамлённая крыльями символизирует авиационное прошлое фирмы Уолтера Оуена Бентли. Во время войны он прославился благодаря разработке хороших авиационных двигателей, имеющих радиальную компоновку и алюминиевые поршни. А после была организована компания создающая роскошные и быстрые автомобили.
Присутствуют крылья в эмблеме и у другого производителя элитных автомобилей. Это «Астон Мартин». Многие сходятся во мнении что эмблема созданная в 1927 году была скопирована со знака «Бентли». Отчасти это правда. В то время как «Бентли» имел несокрушимую репутацию, «Астон Мартин» постоянно терял деньги и владельцев.
Топот копыт
Авиационные корни имеет также и эмблема «Феррари». Жеребца ставшего на дыбы выбрал как свой талисман итальянский пилот Франческо Баракка которому дали прозвище Небесный Ковалерист, он погиб в 1928 году. Спустя пять лет после его смерти, его мать попросила пока ещё малоизвестного гонщика Энцо Феррари, который выступал за «Альфа- Ромео» использовать талисман его сына. Она говорила что этот талисман принесёт удачу. Адаптировали его под символику «Скудерии Феррари» лишь в 1932 году. После переработки красная масть жеребца была заменена на чёрную. Хотя это не было оригинальным ходом, однополчане Баракки после его смерти в знак траура рисовали чёрных жеребцов. Жёлтый фон обозначает цвет родного города Энцо- Модена.
Немецкий «Порше» также имеет на эмблеме жеребца черной масти. Знак «Порше» имеет символ области Вюртемберг с вписанным в его центральную часть гербом Штутгарта. Именно там и находится штаб- квартира «Порше». Жеребец же был на символике города с незапамятных времён. Название города произошло от слова Stutengarten, современный аналог слова Gestut- что в переводе означает «конный завод», отсюда и жеребец на гербе. Раньше эти места были прославлены традициями разведения лошадей. Также стоит заметить что у немецкого слова Gestut и итальянского scuderia ( переводится как конюшня ) смысл практически одинаковый.
Взяты из мифов
Символы географический мест где зарождались автопроизводители давно переносились на эмблемы их автомобилей. Наиболее старый пример этого лев взятый «Пежо» с герба Франш- Комте. Этот знак используется компанией ещё с 19-го века. В то время предприятие семьи Пежо производило металлоизделия. Первоначальным вариантом был лев опирающийся всеми четырьмя лапами на стрелу, такой знак можно увидеть и сейчас на бытовых мельницах (для кофе, перца и т.д.) которые имеют марку «Пежо».
«Воксхолл» поместил на свою эмблему грифона, который попал туда со щита нормандского наездника Фалька де Брео. Он служил ХIII веке английскому королю Джону. За верную службу его удостоили рыцарским званием, наделили гербом и дали поместье в местечке Лутон, которое находится к северу от Лондона. Женившись он получил также земли к югу от столицы. Там им был построен замок Фалькхолл, затем название его превратилось в Воксхолл и это же имя получила местность. В 1857 здесь появилась одноимённая компания, которая занималась производством паровых машин. В 1903 году компанией был построен первый автомобиль, затем «Воксхолл» переехала на историческую родину эмблемы. Поначалу эмблема была прямоугольной, но когда в 80-х годах прошла унификация модельного ряда с «Опелем» грифон был вписан в круг, для предотвращения конфликтов с немецким дизайном, в котором была предусмотрена круглая эмблема, перечёркнутая зигзагом молнии.
Она появилась в символике «Опеля» только в 1964 году. Начиная с 1937 года знак имел вид заглавной буквы О (буква на которую начинается название фирмы) в которую был вписан дирижабль. Дирижабль оставался символом фирмы до 60- х годов. Зигзаг молнии символизирует стремительность.
Также грифон присутствует на эмблеме шведского производителя СААБ. Существо из мифологии досталось СААБу по наследству после «союза» со «Сканией». Он был взят как «Сканией» ещё в начале 20-го века и обозначал шведскую провинцию «Скания».
Семейное достояние
Эмблема «Кадиллака» не что иное как стилизованный семейный герб шевалье Антуана Ломэ де ля Мота Кадийяка, который в 1701 году заложил город Детройт, являющийся столицей американского автопрома. Но ни он, не его наследники не имеют отношения к марке. Название «Кадиллак» было выбрано инженером Генри Лиландом для своей компании. Оно было основано в 1903 году на остатках первого предприятия Генри Форда.
Похожая история и у с гербом Дэвида Данбара Бьюика. В 1903 году он создал свою фирму и практически сразу потерял её. Но вскоре «Бьюик» стал фундаментом «Дженерал Моторс». Герб основателя на автомобилях появился лишь в 1937 году, но его уже не было в живых. В 1959 году на эмблеме «Бьюика» стало на 2 щита больше, они символизировали один из тогдашних модельных рядов (Ле Сейбр, Электра, Инквита). Эти названия уже давно в истории, но эмблема до сих пор ещё жива.
История креста «Шевроле» более запутанна. Предполагается что эмблема имеет связь с крестом на швейцарском флаге, оттуда был родом гонщик Луи Шевроле. Однако основателем фирмы был Уильям Крапо Дюрант, он хотел вернуться в основанный им концерн «Дженерал Моторс». Выдворен был он оттуда акционерами. В свою очередь Луи Шевроле являлся «крёстным отцом» фирмы. Однако по другой версии, Дюрант увидел похожий крест на обоях во французском отеле, после чего решил что такая эмблема подойдёт для автомобиля.
Итальянские рыцари
Художник Романо Каттанео когда получил заказ от новой компании A.L.F.A., пошёл наиболее простым путём и воспользовался самым известным символом города Милан. Основным элементам герба там был красный крест на белом фоне- флаг рыцарей ордена Гроба Господня. Вторую часть эмблемы художник увидел случайно. Проводя время в ожидании трамвая напротив дома Висконти, ему на глаза попался герб который висел над входом. На гербе была изображён змей, который пожирал человека. Происхождение этого герба доподлинно неизвестно. По одной легенде в окрестностях Милана водился гигантский змей, который похищал детей, а справиться с ней мог только основатель клана- Оттони Висконти. По другой легенде герб был взят со щита сарацина, которого убил Оттони в одном из походов. Тем не менее немного подзабытая символика Висконти вновь материализовалась на эмблеме автомобилей «Альфа- Ромео».
Есть рыцарские мотивы и у Лянчи. Эмблема была создана в ХХ веке пропагандистом автомобилизма Карло Бискаретти ду Руффиа. На эмблеме присутствовали щит и копьё с флагом, а также автомобильный руль. Таким образом ди Руффиа стремился показать что первые автомобилисты имели смелость рыцарей. Но сейчас от этого на эмблеме осталось разве что только щит и слабо похожее подобие руля на синем фоне.
«Альфа- Ромео» и «Лянча» в свою очередь уже давно входят в концерн Фиат, который скупил практически весь автопром Италии. Также Фиатом была прикуплена небольшая компания «Абарт», которая занималась производством спорткаров. Скорпион на эмблеме означает что основатель компании Карло Абарт родился под таким знаком зодиака.
Ферручио Ламборгини также относился с почтением к своему знаку зодиака- Тельцу. Поэтому наличие быка на автомобилях не случайность. Ферручио интересовался корридой. В 1962 году он посетил поместье дона Эдуардо Миуры, который славился своими племенными быками. Их сила и неукротимый нрав поразили Ферручио так, что он без капли сомнений разместил на эмблеме компании разъярённого быка. Затем и в названии всех моделей марки присутствует тема корриды, а автомобиль «Миура» был назван в честь человека который влияние на формирование новой марки.
Тематика стали
«Вольво» в своей эмблеме использует очень древний символ. Знак, который состоял из круга и выходящей из него стрелки знали ещё в Римской империи, он обозначал планету Марс. Названа эта планета была в честь бога войны. Поскольку все вооружённые конфликты невозможны без оружия, которое обычно изготавливается из металла, то впоследствии этот символ стали применять для химического обозначения железа.
Перейдём в 1920-е годы. Тогда «шведская сталь» была синонимом высочайшего качества. Местная компания SKF, которая занималась производством подшипников решила открыть автомобильное отделение. Для автомобилей получивших название «Вольво» был выбран древний символ железа. Это означало что их автомобили очень прочные, как всё что изготовлено из шведской стали.
Поначалу диагональная полоса на радиаторе «Вольво» была строго функциональной деталью. Она помогала закрепить эмблему поверх радиаторных сот. Позже когда радиатор переместился в моторный отсек полосу убрали, и вернули лишь в 1960-х годах, но уже как декоративный элемент.
Также с обработкой метала связана и эмблема «Ситроена». Андре Ситроен прославился благодаря внедрению зубчатой передачи которая состояла из двойных косозубых зубчатых колёс. Она позволяла плавно передать большой крутящий момент. Этот механизм требовал большой точности при производстве. Затем решив перепрофилировать производство на выпуск автомобилей Андре выбрал эмблему на которой были изображены два шеврона. Они обозначали что продукция имеет высочайшее качество.
Ромб который украшает капоты автомобилей «Рено» появился случайно. В начале ХХ века автомобили этой марки имели оригинальную конструкцию: радиатор был размещён за двигателем, в свою очередь капот напоминал нос утюга и был глухим. В начале 1920-х годов после установки электрического сигнала, в капоте были проделаны вырезы, а прикрывались они декоративной заглушкой с названием фирмы. Затем круглая заглушка была заменена дизайнерами на ромб. Но эмблема не имела практически ничего общего с современной, разве что форма была одинакова. Современная эмблема появилась только в 1972 году благодаря стараниям Виктора Вазарели, который был основоположником искусства оптических иллюзий. Плоский ромб из под руки Вазарели создаёт иллюзию трёхмерного объёма.
Связка четерёх колец которую имеет «Ауди» появилась в 1932 году, после слияния четырёх немецких компаний – «Хорьх», ДКВ, «Ауди» и «Вандерер». Концерн получил название «Ауто Унион». Кольца обозначали очень крепкую связь между фирмами. После войны концерн распался, но «кольца» продолжали жить на автомобилях ДКВ. В 1959 году группа попала в руки компании «Даимлер- Бенц», но решив что у новых активов нет будущего решила продать их «Фольксвагену». Они были более заботливыми хозяевами и в 1965 году возродили «Ауди», т.к. возрождение было на основе разработок ДКВ, то «Ауди» и получила четыре кольца.
На первый взгляд схожа эмблема «Смарта» с эмблемой «Вольво». Похожий круг, тоже стрелка. Но на самом деле это буква С, обозначающая слово compact, а стрелка демонстрирует передовое мышление компании.
Звёзды
Эмблема «Субару» была создана по простейшему принципу. Это единственная японская автомобильная фирма которая в названии имеет слово имеющее конкретное обозначение, а не имя основателя или ещё что-либо. «Субару» - японцы называют группу звёзд в созвездии Тельца, которая носит имя Плеяды.
Символ «Мицубиси» связан с наименованием компании. Более того он здесь несёт большее значение чем само название. Возраст символики более 100 лет, получилась она из комбинации двух клановых знаков. После того как предприниматель Ивасаки Ятаро получил торговую компанию, он решил объединить фамильный символ. На наём были изображены лежащие друг на друге ромбы. Объединил он его с гербом- трилистником, который был у его покровителей из клана Тосу. Так и образовалась эмблема, «мицу» обозначает три, а «биси» либо «биши»- ромб.
Последняя эмблема «Мазды» по сравнению с эмблемой «Мицубиси» совсем молода. Появилась она в 1997-м году, когда имело место изменение корпоративного имиджа. Долго «Мазда» не могла найти себе яркий знак. Поэтому как и многие другие японские автопроизводители прикрепляли на автомобили надписи. В начале 90-х была неудачная попытка создать оригинальную эмблему. Ромб который был вписан в круг не воспринимался как языки на фоне солнца, скорее воспринимался как знак «Рено». Но следующая символика была более удачной и похоже проживёт долго.
Другой удачный значок от японцев это овал «Лексуса» с вписанной в него буквой L. Первоначально была идея сделать что- то похожее на герб «Кадиллака». Эмблема была настолько удачной что даже материнская компания «Тойота» задумалась о собственной символике. В 80-е годы на автомобилях были лишь надписи, это создавало трудности в соблюдении единого корпоративного стиля. Современная эмблема была представлена в 1989 году. Два внутренних овала которые образуют букву Т символизируют единство продавца и покупателя, а наружный овал- большие возможности доя воплощения в жизнь желаний.
Корни эмблемы «Ниссана» уходят во времена, когда автомобили фирмы выпускались с названием «Датсун». Круг означает восходящее солнце.
Эмблема «Инфинити» даёт больший простор для полёта фантазии. Там есть всё: овал символизирует бесконечность движения, дорога уходит в бесконечность. Также при делании можно найти сходства с математическим символом бесконечности.
Также есть очень неплохие эмблемы у отечественного автопрома. У ГАЗа олень взят с герба Нижнего Новгорода, зубцы сверху эмблемы аналогичны зубцам на кремле.
Также говорящая эмблема и у УАЗа. Стилизованая птица напоминает чайку, которая в свою очередь символизирует волжские просторы. Также эти линии образуют букву У.
Варазительность графики также продемонстрировал ВАЗ. Древняя эмблема ладьи обозначает связь с Волгой, на её берегах и построен завод. В соединении паруса, мачты и передней части корабля при желании можно увидеть бувку В. Однако обновлённая эмблема в форме овала не даёт прочитать заложенный в эмблему скрытый смысл.
Взял без спроса
Настоящие мастера плагиата китайцы. Если они без всяких лицензий копируют автомобили, то кто сказал что они будут задумываться о создании собственной эмблемы?
В символике BYD можно разглядеть основы эмблемы БМВ, в знаке чери проглядываются мотивы «Инфинити». Эти компании уже обрели известность в мире, но пора задумываться уже о прекращении заимствования идей... Размах плагиата в КНР такой, что порой клонируются уже клонированные эмблемы.
Но некоторые китайские производители перед выходом на большой рынок всё же задумываются о создании своих знаков. Не все добиваются успеха. В этом деле важен художественный вкус, понимание психологии потребителей и многое другое... а также упорная работа.